Воспитывать настоящего гражданина

2bd0dacbd769298758a9df15a60e6200

   Человечество стремительно вступило в XXI век, ожидая от нового столетия разрешения многочисленных глобальных и национальных проблем, думая о новых творческих свершениях, где главным действующим лицом является Человек. Однако какой человек будет жить и творить в XXI веке? Для всего общества это очень большая проблема вследствие того, что конец XX века называют периодом духовного кризиса общества.
   Снижение нравственного и духовного уровней человека, непременно порождает многие социальные проблемы и наносит невосполнимый ущерб самому человеку.
   Мы часто говорим о «потерянном» поколении, о том, что у нашей молодежи нет идеалов, нет цели в жизни. Но цели и идеалы не появляются сами по себе — ответственность за их формирование лежит на стар¬ших поколениях. Каким будет поколение XXI века, за¬висит только от нас: как воспитаем, какие ценности передадим, каким оставим им этот мир.
   Сегодня нет ни одного субъекта РФ, свободного от наркомании, алкоголизма, токсикомании, СПИДа среди детей, подростков, молодёжи. Наркомания стала серьёзной угрозой разрушения генофонда нации.
   И неслучайно на очередном заседании методического объединения классных руководителей и мастеров производственного объединения были рассмотрены вопросы здоровьесберегающего характера, нравственного, патриотического, правового, ситуационно-проблемного воспитания обучающихся.
   В уставе Всемирной организации здравоохранения здоровью дается такое определение: здоровье – это состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие. Поэтому, как считает классный руководитель Тахтаганова Е.Р., одной из актуальных практических задач колледжа, является создание комфортной, экологической, психологически здоровой образовательной среды для студентов путем внедрения научно-эффективных технологий, способствующих адаптации и созданию педагогических условий для саморазвития и творческой реализации подростков.
   Классный руководитель Блохина Н. Д в своем выступлении обратила внимание на нравственное воспитание, как одну из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей; выработку им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении. Нравственность не передается по наследству, поэтому каждый человек должен пройти процесс нравственного воспитания. Нравственные убеждения, принципы и нормы составляют духовное ядро, основу личности.
   «Большое значение в воспитании студентов как личности играет ситуационно-проблемное воспитание», — считает классный руководитель Адрова Е.В. При возникновении проблемной ситуации, для того чтобы решить данную проблему, необходимо провести анализ возникшей ситуации. В процессе этого анализа выявляются все составные компоненты проблемной ситуации, связи и отношения между ними, характер и особенности преграды, и результаты этого анализа выражаются на каком-то языке. Обсуждение проблемы позволяют по максимуму реализовать индивидуальные особенности студентов, учат диалогическому общению, воспитывают потребность в другом человеке.
   Тему воспитания, но уже в правовом аспекте, продолжила классный руководитель Варфоломеева Т.М. Она сказала, что правовое воспитание является составным компонентом идеологической функции любого государства. Его содержание и роль в жизни общества определяется политикой государства. Правовое воспитание имеет социально обусловленную педагогическую цель – формирование право послушного гражданина, соблюдающего и почитающего правовые предписания общества, содержание (нравственно-правовую информацию), которую необходимо передать с помощью специальных средств, форм и методов трансляции, с учетом определенных закономерностей и принципов, а также объект, предмет и субъект воздействия.
   «Мы должны воспитывать студентов патриотами своей Родины»,-высказала свою мысль преподаватель истории, классный руководитель Миронова Л.В. Патриотизм выступал и выступает главным объединяющим фактором, помогающим народу преодолеть невзгоды, выстоять в трудные периоды истории. Не может считаться цивилизованным общество, если составляющие его граждане не будут ощущать потребности обогатить и приумножить историческое наследие, бережно относиться к своей Отчизне, культурным и историческим ценностям. Подлинный патриот вправе не только гордиться своей страной, но и испытывать за неё стыд, когда совершаются неправомерные поступки. Часто такой стыд и такая боль порождают глубоко нравственные поступки, подвижничество людей.
   Патриотизм – это нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы.

Л.А. Филина – председатель методического объединения
классных руководителей и мастеров производственного обучения