Развитие аналитико-синтетического типа восприятия при работе над учебными фильмами по дисциплине «История»

QFCmonNDF_c

На учебных занятиях, проводимых в форме лекции, обычно большинство студентов заняты пассивной деятельностью, заключающейся в копировании информации, предоставленной педагогом-лектором. Но для каждого преподавателя первостепенным и определяющим является не количество зафиксированной студентом информации, а количество оставшейся в памяти осмысленной информации. Студента необходимо заинтересовать представленной информацией, чтобы ему был интересен и процесс обучения и содержания обучения.
Из психологии известно, что информация, воспринятая зрительно, более осмысленна и лучше сохраняется в памяти. Именно поэтому является возможным и целесообразным использование учебных фильмов, которые способствуют либо закреплению полученных знаний, либо систематизации изученного, либо просто остаются надолго в памяти студента благодаря ярким и запоминающимся моментам.
Методика использования фильмов в учебном процессе предполагает подготовительный, основной и заключительный этапы.
Подготовительный этап – предварительное знакомство с фильмом.
Основной этап – демонстрация – проходит при активном участии преподавателя, который следит за реакцией обучающихся, фиксирует возможные трудности в их работе, вносит коррективы. В процессе просмотра студенты делают записи, выполняют рекомендованные задания.
На заключительном этапе проверяется степень полноты и точности понимания материала, организуется беседа по содержанию информации, уточняются отдельные эпизоды.
На подготовительном этапе я анализирую отобранный фильм и составляю перечень вопросов, ответы на которые должны написать студенты в ходе его просмотра. Как правило, учебные фильмы по истории длятся 20-25 минут, поэтому для работы студентам выдаю не более 15-20 вопросов. Формулировка вопросов подразумевает запись кратких ответов, так что у студентов остаётся достаточно времени для самого просмотра.
Всего за учебный год мы просматриваем 15 фильмов, степень сложности работы над которыми постепенно повышается. Например, первые 2-3 фильма студенты смотрят без записей и после просмотра устно отвечают на вопросы. На следующих фильмах студенты приучаются отвечать на заранее выданные вопросы письменно. Наиболее сложным видом работы является самостоятельное составление студентами перечня вопросов к фильму, поскольку здесь необходимо успевать отсматривать фильм, анализировать его содержание и записывать текст самих вопросов. Я разрешаю делать черновые записи карандашом и после просмотра фильма даю время на окончательную доработку.
В текущем учебном году подобный вид работы я опробовала на студентах группы Э 37-1 (специальность 38.02.01 «Экономика и бухучёт» (по отраслям)).
Понимая сложность предстоящей работы, разрешила выполнять её только желающим, но таковыми оказались практически все обучающиеся.
Проверка выполненных творческих работ по фильму «Династия Романовых. Александр I» обнаружила умение студентов успешно интегрировать одновременно несколько видов деятельности. Лучшие работы содержали по 25 и даже более вопросов.

Архипова Н.П., преподаватель истории

QBy9ojTrWbk