Цифровое поколение или как улучшить память

IMG_20230406_161319

   Мобильные гаджеты повлияли на жизнь современных подростков самым кардинальным образом. Они затронули не только навыки социализации, но и умственное и психическое здоровье подрастающего поколения.
   У некоторых отмечается зависимость от их цифровых устройств. Так, некоторые представители молодого поколения просто не в состоянии выпустить свой смартфон из рук даже на весьма непродолжительное время.
   Ребенок, проводящий много времени перед экраном «своего электронного друга», лишается живого общения, и как следствие, социализации, то есть у него не приобретается полноценный опыт взаимодействия с другими людьми.
   Многие педагоги с сожалением отмечают, что ухудшение памяти у студентов, плохо развитая (бедная, путаная) речь – с каждым годом становятся все более заметны. Качество знаний ребят снижается. И это не зависит от учебного предмета.
   Обучающиеся могут усваивать пройденный материал и даже вполне успешно выполнять задания по нему, но по прошествии определенного времени с этими же заданиями не могут справиться. В чем же причина?
   По мнению ученых, у современных детей слабо развита долговременная память.
   Проблемы с памятью — явление крайне неприятное, особенно в молодом возрасте.
   Почему 20 лет назад эта проблема не была такой повсеместной?
   Что же было такого 20-30 лет назад, чего сейчас нет у молодых людей? А если быть точнее — чего тогда не было? Не было свободного доступа в интернет с каждого компьютера и телефона, да и гаджетов — то у большинства не было.
   Многие спросят: «Чем же может интернет отрицательно влиять на развитие памяти детей? Ведь это такое огромное хранилище нужной разнообразной информации».
   Безусловно, технические возможности гаджетов восхищают. Но если мы слишком быстро, не прилагая дополнительных усилий, будем находить информацию, это лишит нас тренировки памяти.
  Посмотрите, как облегчили нам жизнь автомобили, стиральные машины-автоматы, посудомоечные машины и многие другие чудеса техники.
  Побочный эффект такого упрощения физической деятельности – гиподинамия и слабое физическое развитие.
   То же самое и с нашей памятью. Принцип работы с ней такой же, как в спорте с мышцами тела. Чем больше упражнений сделаешь, тем качественнее будет тренировка. Мозговую активность можно и нужно развивать, так как нейропластичность мозга может находиться на очень высоком уровне в любом возрасте.
   Именно поэтому педагог-психолог 6 апреля для студентов, проживающих в общежитии, провела занятие «Как развивать и улучшать свою память».
   Способов для этого очень много. Условно их можно разделить на три большие категории:
1. Упражнения для развития памяти.
2. Развитие памяти в учебной деятельности.
3. Правила жизни.
   Эффективные упражнения на улучшение памяти довольно просты, но требуют постоянной тренировки: хотя бы пять-десять минут в день. Сюда можно отнести таблицы Шульте, упражнение «4 детали», «Дворец Памяти», рассказы из случайных слов, «Цветные слова», алогичные цепочки, «Превращение в левшу», решение головоломок, чтение вслух…
   Однако все эти советы не помогут, если человек ведёт неправильный образ жизни. На что еще надо обратить внимание?
• Правильно питаться. Отказаться от сахара. Сладости лучше заменить фруктами и грецкими орехами.
• Обязательно высыпаться (спать 6-8 часов).
• Избавиться от лени.
• Жить разнообразной жизнью (посещать выставки, ходить в кино и театры, встречаться с друзьями, путешествовать…)
• Обязательно заниматься спортом (Где нет энергии — там нет и памяти).
   К.Д. Ушинский говорил, что «важнейшим условием, повышающим работу памяти, является здоровое состояние нервов, для чего необходимы физические упражнения».
   В ходе встречи ребята не только получили много ценных советов, но и смогли показать свои знания при выполнении тренировочных заданий. Пусть информация, которую студенты получили в этот день, поможет им при подготовке к летней сессии, а также в дальнейшем.

Маматказина И.П., педагог-психолог

IMG_20230406_162724