Интеллектуальная разминка на занятиях по дисциплине «Основы философии»


     Философия, как известно, трактуется как любовь к мудрости.
     Философия предполагает, что в процессе образования и воспитания у человека происходит развитие системы знаний о добре и зле, прекрасном и безобразном, о социальной справедливости, истине, лжи, смысле и цели человеческой истории и др.
     Учебная дисциплина «Основы философии» студентами отделения №1 изучается на 2 курсе. Дисциплина включает в себя 48 аудиторных часов, из которых 10 часов приходятся на изучение историко-философского процесса, и 38 – на собственно философию.
     В ходе изучения истории философии студенты знакомятся с теориями выдающихся представителей мировой философской мысли, а затем с основными постулатами современной философской науки.
     Величайший немецкий философ И.Кант писал: «Философии вообще нельзя научиться. Математике, истории, физике можно обучиться, а философии нельзя, можно научиться философствовать». Поэтому мне представляется весьма уместным и целесообразным начинать занятия с интеллектуальной разминки.
     Этот небольшой по времени (7-10 минут) этап урока имеет большое значение для всех последующих событий. Студенты, которые ещё не переключились мыслями с предыдущего урока или перемены, с помощью такой разминки быстро и эффективно включаются в работу.
     «Вхождение в урок» начинается с одной или нескольких небольших, остроумных вопросов, задачек, загадок, которую учащиеся могут решить опираясь на ранее изученный материал или – чаще всего – на собственные размышления. Как правило, подобные вопросы требуют краткого, быстрого ответа.
     Я стараюсь прежде всего включать в интеллектуальную разминку те учебные задачи, которые помогут в дальнейшем легче усвоить новый учебный материал, позволят студентам провести в дальнейшем определённые сравнения, анализ прошлой и новой информации.
     Интеллектуальная разминка – это ни в коем случае не контроль знаний. Она преследует совершенно другие цели. Позитивный настрой разминки повлияет на формирование рабочей, психологически комфортной атмосферы урока.
     Мне представляется очень важным проводить интеллектуальную разминку в хорошем темпе и с позитивным настроем. Заданный темп можно сохранить затем на протяжении всего занятия.
     Вопросы, которые можно использовать для проведения интеллектуальной разминки:
1. Какие из перечисленных вопросов являются философскими?
    а) В чем смысл существования человека?
    б) Каковы пути решения экологического кризиса?
    в) Что есть истина?
    г) Существует ли внеземная цивилизация?
    д) Есть ли жизнь после смерти?
2. Каково соотношение между философией и мировоззрением?
    Всякая ли философия является мировоззрением?
    Всякое ли мировоззрение есть определенная философия?
3. Как и где существует теорема Пифагора?
    Зависит ли истинность этой теоремы от существования человечества?
    А зависит ли ее истинность от существования Вселенной?
4. Как соотносится реальность и виртуальная реальность?
5. Каково соотношение «компьютерной реальности» и «виртуальной реальности»?
6. Кто из философов мог сказать «Мир – это мой мир»?
7. Может ли радоваться Космос?
8. Где граница между Севером и Югом?
9. Если бы удалось вырвать какой-нибудь объект из связи с другими объектами,
    перестал бы он изменяться?
10. Если Вселенная не имеет границ, то значит я – центр Вселенной?
11. Если исчезнет хоть один атом во Вселенной, не рухнет ли она?
12. Если растянуть пружину так, чтобы один конец ее был в одном конце Вселенной,
     а другой – в другом, что будет посередине?
14. Когда начинается ночь? В полдень?
15. Что более постоянно: движение или покой?
16. Можно ли мыслить эмоциями?
17. Можно ли рассказать о том, что такое боль?
18. Римляне говорили: «Все сенаторы благородны, а сенат – злая бестия». Почему?
19. Может ли быть бесформенная пустота?
20. Можно ли измерить пустоту? Если да, то как?
21. Можно ли пустоте придать форму?
22. Что проще: упрощать или усложнять?
23. Что лучше: чтобы сильные управляли умными, или умные сильными?
24. Где пройдет предельно широкий круг?
25. Если складывать по зёрнышку, с какого начнётся куча?
26. Можно ли уйти за горизонт?

Преподаватель Архипова Н.П.