Создан в 2010 году в результате объединения трех образовательных учреждений города: технологического, сельскохозяйственного и индустриального техникумов. В 2015 году переименован в колледж.

Создан в 2010 году в результате объединения трех образовательных учреждений города: технологического, сельскохозяйственного и индустриального техникумов. В 2015 году переименован в колледж.

Общежитие колледжа на 320 мест на проспекте Свободы.

 

Практика формирования профессиональных компетенций у обучающихся при изучении МДК 02.02. раздел 3 «Проектно-сметное дело»

1

      Основной задачей современного общества является подготовка необходимых обществу кадров в нужном количестве и за возможно более короткое время. Стратегическим направлением становится обеспечение интеллектуального развития на основе быстрого обновления знаний в области общепрофессиональных дисциплин, изучаемых в СПО, а также развития навыков эффективного использования информационных ресурсов.
      Перспективная система образования должна формировать у будущих специалистов качества, позволяющие им жить и работать в быстроизменяющихся условиях. Методика опережающего образования ориентирует будущих специалистов на те условия профессиональной деятельности, в которых они окажутся после окончания высшего учебного заведения. Использование последних достижений в области информационных технологий, перспективных методов обучения и совершенствование профессиональных навыков является главной составляющей опережающего образования.
      Основами опережающего обучения согласно современной педагогической теории являются:
      1. Комментируемое управление, как возможность налаживания обратной связи учитель — ученик, экономии времени на уроке, воспитание самостоятельности, внимания, умения сосредотачиваться.
      2. Опоры: большие опоры — схемы, малые опоры — карточки. Схема -опора мысли ученика, опора его практической деятельности, связующее звено между учителем и учеником. Опорные схемы — это оформленные в виде чертежа, рисунка, выводы, которые рождаются в момент объяснения. Они позволяют включить каждого ученика в активную деятельность на всех уроках; довести представления по изучаемой теме до формирования понятий, устойчивых навыков.
      Поэтому процесс опережающего обучения мною строится на использовании опорных конспектов, рабочих тетрадей для выполнения практических работ, что позволяет сэкономить время на уроке для закрепления изученного материала, углубления, опережения, для развития умений и навыков при выполнении практических и лабораторных работ. На уроках я использую стенды, схемы, рисунки, таблицы.
      Так как формирование рыночных отношений в мире труда, сложные экономические условия требуют подготовки человека к активному самостоятельному решению многих жизненных вопросов, среди которых: выбор образовательной траектории, выбор наиболее целесообразного для будущего трудоустройства содержания подготовки, способность самостоятельно ориентироваться в мире информации, быстро ликвидировать имеющиеся пробелы в знаниях.
      Так как деятельность специалистов среднего звена, а это наши будущие выпускники, связана преимущественно с умственным трудом, труд этот своеобразен и заключается в анализе, оценке производственной ситуации и выборе наиболее эффективного варианта из готового набора возможных решений, т.е. в решении производственных диагностических задач.
      Поэтому в процессе своей педагогической деятельности я использую методику опережающего обучения.
      Основная цель этой методики состоит в формировании в учебном процессе различного рода отношений и условий реальных производственных ситуаций. Организация в процессе обучения жизнедеятельности студентов, адекватной реальной общественной жизни, превращает учебу, оторванную от реальности, в школу «жизни», которая обеспечивает студентам естественную ненасильственную специализацию, делает их не пассивными объектами учебного процесса, а субъектами своей деятельности. Ориентация студентов в процессе такого «жизненного» обучения, приближенного к производственной реальности, позволяет им видеть перспективы своей будущей профессии и соответственно планировать и осознанно осуществлять развитие своих способностей.
      Сущность моей методики опережающего обучения – это построение обучающей деятельности, адекватной структуре будущей профессиональной деятельности через формирование у обучаемых ценностных ориентаций, отношений, культуры общения, культуры мышления, методов деятельности (планирование, прогноз, анализ, рефлексия). Эта технология является технологией активного обучения.
      Актуальность моей методики опережающего обучения заключается в том, что ее использование в учебном процессе с применением методов и приемов воспитательной работы, способствует формированию у студентов значимых для их будущей профессиональной деятельности качеств личности, а также знаний, навыков и умений, обеспечивающих выполнение ими функциональных обязанностей по избранной профессии.
      Применение методики опережающего обучения я объясню на примере изучения раздела 3 «Проектно-сметное дело» по МДК 02.02. Проектно-сметное дело является разделом, изучающим порядок разработки проектов и их состав, сметно-нормативную базу строительства, виды сметных норм и способы их применения в сметных расчётах. Кроме того, изучаются особенности ценообразования строительной продукции в рыночных условиях, методы расчёта сметной стоимости и её структуры, виды смет, применяемых в строительстве и порядок их составления. Быстроизменяющиеся рыночные условия, научно-технический прогресс в обществе требует постоянного совершенствования проектно-сметного дела, предусматривая в проектах широкое применение всего нового и прогрессивного в области технологии и техники, организации производства и труда, экономии материально-технических и финансовых ресурсов.
      При реализации методики опережающего обучения по проектно-сметному делу я провожу анализ плана урока, содержания урока, начиная с темы, при этом основное внимание уделяется организации практической деятельности студентов, решению производственных задач, ситуаций, в процессе выполнения которых студенты закрепляют теоретические знания и формируют практические умения. Стремлюсь организовать деятельность студентов так, чтобы они могли проявлять максимум творческой активности и самостоятельности на уроках и во время подготовки домашнего задания.
      Кроме того для закрепления знаний и их усвоения мною разработаны и используются в учебном процессе:
      1. Фактологические диктанты, которые провожу по базовым вопросам. Такой письменный контроль позволяет более адекватно проверять знания, чем устный. Работа ведется в высоком темпе, здесь нет необходимости в размышлении, должна работать память.
      2. Блиц-контрольные проводятся в высоком темпе для выявления степени усвоения простых учебных навыков, которыми обязаны овладеть студенты для дальнейшей успешной учебы.
      3. Самостоятельные творческие работы. Студенты выполняют творческие домашние задания, творческие работы во время урока выполняются микрогруппами, это позволяет определять собственные цели, выделять способы их достижения, принимать решение, обсуждать его и защищать свои позиции. Так как считаю, что творчество работает на будущее.
      Для реализации методики опережающего обучения мною разработаны системы задач, которые выполняются на практических занятиях и в дипломном проектировании. Они имеют наибольшую практическую значимость для будущего специалиста – техника строительного производства.
      На основе типовых задач разрабатываю учебно-производственные задачи, включающие в себя количественные и качественные характеристики тех или иных производственных ситуаций, которые дают возможность решать ее в соответствии с имеющимися методиками (задания к практическим работам, творческим работам, к деловой игре и т.д.). Выполняя такие задачи, студент имитирует профессиональную деятельность, проводит анализ производственных ситуаций, выбирает пути и способы их решения.
      Все мои разработки сведены в методические пособия-сборники для выполнения практических заданий, сборники задач и ситуаций с пояснениями и указаниями для решения, курс лекций по разделу 3 «Проектно-сметное дело» по МДК 02.02. с приложениями, где помещены формы бланков, по которым разрабатывается сметная документация. Эти пособия в достаточном количестве имеются в нашей библиотеке, имеется электронная версия пособий, что дает возможность студентам самостоятельно изучить или выполнить любое учебное задание. В настоящее время осуществляется пополнение, обновление и совершенствование банка данных профессионально-ориентированных задач по проектно-сметному делу.
      Кроме того, в процесс изучения проектно-сметного дела внедрены современные средства обучения: программа «Смета-РУ» на 10 рабочих мест, что позволяет имитировать работу сметного отдела; имеется электронная версия нормативно-справочной литературы (ГСЭН, ТеР, ФеР, СНиП), используемая при составлении сметной документации. Все это дает возможность организовать учебно-познавательную деятельность студентов на более высоком уровне, повысить интенсивность их труда.
      К моменту окончания изучения раздела «Проектно-сметное дело» по МДК 02.02. студенты получают реальное умение составлять сметную документацию, правильно использовать нормативно-справочную литературу, что очень важно для их будущей профессиональной деятельности.
      На преддипломной практике многие студенты работают в сметных отделах строительных организаций, где на производстве реализуют полученные практические умения на уроках для составления сметной документации с помощью компьютерной программы «Смета-РУ».
      Таким образом, можно сказать, что использование методики опережающего обучения в СПО эффективно сказывается на подготовке специалистов.

Чалая И.И., преподаватель спецдисциплин


Вернуться в раздел Методическая работа