Об этом шел разговор на очередном занятии в школе педагогического мастерства Сасовского индустриального колледжа. Тема, запланированная Строковой В.Н., методистом, заинтересовала мастеров и преподавателей. Многие охотно согласились поделиться опытом передачи знаний, умений, навыков будущим специалистам среднего звена в условиях внедрения ФГОС нового поколения, построенных на компетентностной основе, изменились подходы к их подготовке. В связи с этим и цель методической работы в нашем учебном заведении приобрела формулировку: «Современные подходы к образовательному процессу в условиях реализации Федеральных образовательных стандартов четвертого поколения». Валентина Николаевна во вступительном слове, озвучив задачи встречи, подробно охарактеризовала сущность компетенций как готовность действовать на основе имеющихся знаний, умений, навыков при решении проблем многих видов деятельности.
А.П. Ермолаева рассказала о формировании общих и профессиональных компетенций на уроках русского языка, Т.В. Малевич – на уроках математики. На конкретных формах работы они показали, как способствуют пониманию обучающимся важности избранной профессии, как учат собирать нужную информацию, выделять из неё главное, принимать ответственность за других и обдумывать решения. На уроках русского языка и культуры речи – особое внимание деловому общению, искусству владения диалогом.
С.Н. Степанов, мастер и преподаватель спецдисциплин у будущих железнодорожников, на примерах деловой игры раскрыл свои секреты формирования профессиональных компетенций, поделился опытом изучения профессиональных модулей.
Раньше система образования ориентировалась на знания как цель обучения. Сегодня выпускник знающий перестал соответствовать запросам общества. Нужен выпускник умеющий, творческий. Об оценках уровня сформированности общих и профессиональных компетенций с помощью современных педагогических приемов проинформировал коллег Р.С. Сметкин. В основе его изложения – специальность «Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских сооружений».
Е.В. Лоскутова, преподаватель, поделилась мнением о том, какими профессионально – педагогическими компетенциями необходимо владеть каждому педагогу, чтобы развивать у обучающихся ключевые компетенции.
В ходе дискуссии её участники согласились, что овладение общими и профессиональными компетенциями – сложный процесс, так как они представляют собой обобщенные способы деятельности, что формируются они как на уроках, так и во внеурочной работе, ибо каждый урок и каждое внеклассное мероприятие решает задачи обучения и воспитания, главная из которых – привитие любви к профессии, подготовка умеющей, творческой личности.
А.П. Ермолаева, заслуженный учитель России