Секреты речевого общения
Их раскрывали участники конференции, тема которой вынесена в заголовок. Члены объединения «Учимся культуре общения» при подготовке материала изучали характер и содержание общения студентов разных курсов и групп, поэтому каждый вопрос конференции иллюстрировался примерами из студенческой жизни.
Интересно проинформировала слушателей Кристина Горелова об общении как основе человеческого бытия. О содержании культуры общения эмоционально рассказал Данила Козлов, о речевом этикете и его формулах – Надежда Тазина. Подробную характеристику речевым ситуациям дала Диана Урина и призвала к соблюдению правил общения, свойственных конкретной ситуации.
Правильно ли мы говорим? Этот вопрос стал ключевым в разговоре о культуре общения. Ответы на него дала Виктория Кудина. Она доходчиво объяснила, почему при выходе из транспорта нельзя спрашивать: «Вы сходите?». Надо правильно ставить вопрос: «Вы выходите?». Почему, приглашая сесть, неправильно говорить «присаживайтесь». Правильно – садитесь. Неверному выражению «поставьте свою роспись» Диана противопоставила правильное – поставьте свою подпись. Много в ее выступлении было примеров, демонстрирующих неверное согласование прилагательного с существительным «на мое день рождения», «красивая тюль», «качественная шампунь», и др. Серьезное внимание в выступлении Вики было уделено склонению числительных и правильному употреблению их в речи, подчеркнута роль ударения в словах.
Жанна Ярыгина свое выступление посвятила значению пословиц и поговорок в речи, на примерах доказала, что их умелое использование делает речь мудрее, красивее, яснее.
О культуре телефонного общения говорил Михаил Федяев. Его выступление вызвало оживление в аудитории: каждый оценил свою манеру общения, не соответствующую правилам культуры телефонного разговора и поспешил поделиться этим с соседом.
На заключительном этапе конференции ее участники охотно проверили свои знания по культуре речи: исправляли ошибки говорящих, определили качества хорошей речи, указали слова – паразиты, имеющие место в их общении. Сделали вывод о необходимости борьбы за чистоту родного языка, формирования потребности культуры речи, умения пользоваться выразительными средствами языка, активного использования речевого этикета в повседневной жизни.
А.П. Ермолаева, заслуженный учитель России